Гость из прошлого  

Тот весенний день начался необычно.
Утром моя дочь поехала в Эрмитаж рисовать скульптуру Зевса. Там в залах античного искусства проходил фестиваль и конкурс детского рисунка. Конкурс завершился подведением итогов и награждением участников. В числе призов оказалась книга с замечательным рассказом Александра Иванова «Стереоскоп».
Я тем временем, проходя по Н-скому проспекту, заглянул в комиссионный фотомагазин, где на витрине обнаружил вот это чудо... Никаких сомнений не было в том, что если я возьму эту камеру в руки, то расстаться мне с ней будет совсем непросто. После нескольких щелчков затвором окончательно убедился, что в этот раз интуиция меня не подвела – этой камерой еще очень даже можно снимать. Я попытался определить возраст этого фотоаппарата. Странно... здесь сразу два значка. Внутри корпуса находится товарный знак фирмы «ICA», а на верху - герб торгового дома «Ф. Иохимъ и Ко.» (Поставщики Двора Его Императорского Величества). В итоге я предположил, что камера была создана в период с 1909 по 1913 год. Действительно, возраст немалый – уже почти сто лет. Аппарат с громким называнием «Идеал» – «Ideal Stereo ICA AG, Dresden». Блестит настоящим металлом, оптикой и сладко пахнет кожей. Звук затвора – сдержанный и приятный.

Поздним вечером, когда все собрались дома, мы стали делиться друг с другом своими впечатлениями. Я демонстрировал это замечательное чудо фотографической мысли и дизайна, восхищался умением мастеров прошлого. Затем мы стали листать книгу, оформленную в стиле, характерном для начала двадцатого века. Я сначала было прочел несколько строк, но втянулся и, уже не отрываясь, дочитал рассказ до конца.
Простите, что и сейчас я не могу не процитировать хотя бы одну фразу:
«…он был лишь призрак, поблекший и застывший, как и все вокруг него. Подавляя жуть, я подошел к нему и заглянул в лицо; минувшие черты его были неподвижны; проходили секунды, минуты, одна за другой, а глаза и губы его хранили все ту же мертвую неизменность. Взгляд мой упал на аппарат на треножнике, и я увидел теперь, что он о двух объективах. «Стереоскопическая камера», - подумал я. И мгновенно меня осенило: ведь это тот самый человек, что изготовил снимок с Зевсовой залы, ведь это его печальный двойник! Вот он стоит молча, выцветший, но все же телесный, призрак и снимает своим аппаратом этот минувший зал …
Все, что в тот далекий миг было вокруг фотографа, и он сам, таинственно повторилось на тонкой стеклянной пластинке и стало миром, затаенным в глубинах стереоскопа…»

Комментарий.
В произведении Александра Иванова «Стереоскоп» есть строчка о фотографе: «Вот он стоит молча, выцветший, но все же телесный,
призрак и снимает своим аппаратом этот минувший зал; уже 28 лет он
снимает его, не шелохнувшись, и вечно будет снимать»!
Возможно, это совпадение, либо автор нарочно загадочно намекает на героя другого известного романа. Повесть английского писателя Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо моряка из Йорка, написанные им самим, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами». ???



... Брызги света ...
Мои фото и статьи
...МИФ...
… Вы, я вижу, фотограф ...
Напишите мне

Сайт управляется системой uCoz